Что такое IPv4?

IPv4 - это четвертая версия протокола IP (Internet Protocol), которая на сегодняшний является основной и обслуживает большую часть сети Интернет. IPv4 протокол устанавливает правила функционирования компьютерных сетей по принципу обмена пакетами. Это протокол низкого уровня, который отвечает за установку соединения между узлами сети на основе IP-адресов.

IP-Адреса

Адреса узлов в сети, согласно протоколу IPv4 имеют длину 32 бит, что дает в совокупности 232 = 4 294 967 296 возможных адресов. Но не все адреса используются для глобального пространства (Интернет), часть адресов выделяется для специальных нужд, например, для организации локальных сетей, виртуальных сетевых интерфейсов, используются в тестовых целях, являются специальными адресами и так далее.

Представление IPv4 адресов

IPv4 адреса как правило записываются в виде четырех десятичных чисел от 0 до 255 разделенных символом "." (точка), например, минимальный возможный адрес - 0.0.0.0, максимальный - 255.255.255.255. Число от 0 до 255, как правило, в компьютерных системах требует для хранения 1 байт или 8 бит информации, таким образом 8 * 4 = 32 бита или 4 байта, что соответствует заявленной длине адреса.

Хотя могут быть использованы и другие представления, в зависимости от необходимости (на примере адреса 123.45.67.89):

Бесклассовая адресация (CIDR)

Изначально адресация в IP-сетях осуществлялась по классовому принципу (существовали классы, которые делили адресное пространство на большие блоки). Тем не менее данная схема оказалась непрактичной и сегодня в Интернет используется бесклассовая адресация, известная как Classless Inter-Domain Routing, или сокращенно CIDR.

В целом, CIDR позволяет описывать блоки IP-адресов для Интернет-подсетей. Так, стандартной считается запись CIDR в виде IP-адреса, следующего за ним символа "/" и число, обозначающее битовую маску подсети, например, 12.13.14.0/24

Число 24 в данном случае будет означать количество старших битов в маске подсети. Так как IP-адрес состоит из 32 бит, но маской являются старшие 24, это значит, что для всех возможных адресов в сети остается 32 - 24 = 8 бит. То есть 28 = 256 возможных. Или, если наша маска была бы 23 бита а не 24, то для адресов осталось бы 9 бит = 29 = 512 возможных, и напротив, если маска будет 25 бит, то для адресов останется 232-25 = 27 = 128 возможных. Таким образом, мы можем описывать сети, состоящие из различного количества доступных адресов. Кроме того, одна большая сеть может быть внутри опять раздроблена на несколько более мелких подсетей, те в свою очередь могут быть также разбиты на подсети и т.д.

Следует отметить, что количество возможных узлов (хостов) в подсети всегда минимум на 2 меньше количества всех возможных адресов. Обусловлено это тем, что первый адрес резервируется, как идентификатор сети, а последний является широковещательным.

Специальные IPv4 адреса

Согласно характеристикам, определенным разными стандартами, относящимися к протоколу IPv4, существуют такие специальные адреса:

Сеть (адрес) Описание Стандарт
0.0.0.0/8 Источник адресов текущей сети RFC 5735
10.0.0.0/8 Для организации частных сетей RFC 1918
100.64.0.0/10 Для использования в сети провайдера RFC 6598
127.0.0.0/8 Интерфейс коммутации внутри хоста RFC 5735
169.254.0.0/16 Для автоматического конфигурирования (например, при отсутствии DHCP) RFC 3927
172.16.0.0/12 Для организации частных сетей RFC 1918
192.0.0.0/24 Для специального назначения (зарезервировано IETF) RFC 5735
192.0.2.0/24 Тестовая сеть 1, для использования в качестве примеров в документации RFC 5735
192.88.99.0/24 Для трансляций из IPv6 в IPv4 RFC 3068
192.168.0.0/16 Для организации частных сетей RFC 1918
198.18.0.0/15 Для тестирования производительности RFC 2544
198.51.100.0/24 Тестовая сеть 2, для использования в качестве примеров в документации RFC 5737
203.0.113.0/24 Тестовая сеть 3, для использования в качестве примеров в документации RFC 5737
224.0.0.0/4 Для многоадресной рассылки RFC 5771
240.0.0.0/4 Зарезервировано для возможных потребностей в будущем RFC 1700
255.255.255.255 Широковещательный адрес RFC 919

То есть, как видно, из всего адресного пространства IPv4 часть адресов используется для специальных нужд, а это значит, что для нужд реальных узлов сети свободных адресов остается даже меньше, чем теоретически определено IPv4 протоколом. На сегодняшний день адресное пространство IPv4 практически полностью исчерпано, все свободные адреса использованы для специальных нужд либо розданы различным организациям для нужд их сетей.

Поэтому в последнее время осуществляется постепенный переход на новый протокол IPv6.

Смотрите также:

What Is IPv4?

IPv4 - is a fourth version of the Internet Protocol, which today is the main protocol to most of the Internet. IPv4 protocol defines the rules for the operation of computer networks on the packet-exchange principle. This is a low-level protocol that is responsible for the connection between the nodes of the network on the basis of IP-address.

IP-Address

Addresses of nodes (hosts) in the network, according to the IPv4 have a length of 32 bits, giving a total 232 = 4,294,967,296 possible addresses in the address space. But not all addresses are used for the global space (Internet), some addresses allocated for special needs, such as organizing local area networks, virtual network interfaces and are used for testing purposes, are special addresses, and so on.

Presentation of IPv4 addresses

IPv4 addresses are usually written as four decimal numbers from 0 to 255 separated by dots. For example, the minimum possible address - 0.0.0.0, the maximum - 255.255.255.255. A number from 0 to 255, usually in computer storage systems requires 1 byte or 8 bits of information to store, so 8 * 4 = 32 bits or 4 bytes, which correspond to the stated address length.

Although there may be used and other representations, depending on the needs (for example, address 123.45.67.89) could be represented as:

Classless Addressing (CIDR)

Initially addressing in IP-based networks was done by the network class principle (there were classes that shared address space for large blocks). However, this scheme proved impractical and today on the Internet classless addressing is used, known as Classless Inter-Domain Routing, or abbreviated CIDR.

Generally, CIDR blocks can describe range of IP-addresses as the Internet subnets. Thus, the standard for CIDR notation is a record of "/" and a number from 0 to 32 followed by the IP-address that indicates a number of bits of the subnet mask, for example, 12.13.14.0/24

The number 24 in this case would mean number of high bits in the subnet mask. Since IP-address consists of 32 bits, but the mask defined as 24 high bits, it is possible to calculate available subnetwork addresses as the rest of mask bits: 32 - 24 = 8 bits. That is 28 = 256 possible addresses in the subnetwork. Or, if imagine our mask as 23 bits instead of 24, then there would be nine address bits available for subnetwork addresses = 92 = 512, and on the contrary, if the mask is, for example, 25 bits, for subnetwork addresses remain 232-25 = 27 = 128 possible addresses. Thus, we can describe the networks consisting of different amounts of available addresses. In addition, one large network can be split in a few smaller subnetworks. Them are in turn may also be divided into subnets etc.

It should be noted that the number of real hosts (network nodes) in the subnet always at least two less than the number of possible addresses in subnet address block (except /31 and /32 networks). This is due to the fact that the first address is reserved as the network ID, and the last is the broadcast address.

Special IPv4 addresses

According to RFC-6890 there are defined the following special addressess and address blocks for IPv4 networks:

Network
(or address)
Description Reserved by
protocol
RFC
0.0.0.0/8 "This host on this network" Yes RFC-1122
10.0.0.0/8 Private-Use No RFC-1918
100.64.0.0/10 Shared Address Space No RFC-6598
127.0.0.0/8 Loopback Yes RFC-1122
169.254.0.0/16 Link Local Yes RFC-3927
172.16.0.0/12 Private-Use No RFC-1918
192.0.0.0/24 IETF Protocol Assignments No RFC-6890
192.0.0.0/29 DS-Lite No RFC-6333
192.0.2.0/24 Documentation (TEST-NET-1) No RFC-5737
192.88.99.0/24 6to4 Relay Anycast No RFC-3068
192.168.0.0/16 Private Use No RFC-1918
198.18.0.0/15 Benchmarking No RFC-2544
198.51.100.0/24 Documentation (TEST-NET-2) No RFC-5737
203.0.113.0/24 Documentation (TEST-NET-3) No RFC-5737
240.0.0.0/4 Reserved Yes RFC-1112
255.255.255.255/32 Limited Broadcast No RFC-919

As can be seen above part of the entire IPv4 address space is used for special purposes. As for today, IPv4 address space is almost completely exhausted. All available addresses are used for special purposes or distributed to various organizations for the needs of their networks.

Therefore in recent years is ongoing transition to the new IPv6 protocol.

See also: