Что такое порт?

Порт - это числовой идентификатор программы или процесса, которые обслуживают сетевые соединения на заданном сетевом адресе (IP-адресе).

Как мы уже знаем, каждое устройство (компьютер, ноутбук, мобильный телефон, и т.д.) в сети имеет свой собственный IP-адрес. Он уникален для каждого отдельного устройства и дает возможность организовывать сетевые соединения между устройствами. Тем не менее, на отдельном устройстве может быть запущено несколько сетевых приложений одновременно. Порты предоставляют возможность идентифицировать такие сетевые приложения на отдельно взятом компьютере.

Например, некоторые Интернет-сервера имеют несколько одновременно работающих сетевых приложений, таких как веб-сервер (для организации доступа к веб-сайтам на этом сервере), почтовый сервер (для организации получения и отправки сообщений электронной почты) и FTP-сервер (для передачи файлов). Самому физическому серверу в данном случае назначен его уникальный IP-адрес, но если мы попытаемся создать соединение с сервером только по его IP, возникнет проблема неоднозначности - мне не знаем с каким именно приложением мы должны соединиться для обмена данными.

Номера портов решают эту проблему. Поэтому, чтобы соединиться, например, с веб-сервером, мы должны знать IP-адрес компьютера, на котором он запущен, и номер порта, который идентифицирует программу веб-сервера. В то же время, чтобы веб-сервер мог передавать нам данные, мы должны сообщить ему свой IP-адрес и номер порта программы на нашем компьютере, которая должна принять ответ от сервера и обработать данные.

Номера портов представлены как беззнаковое целое число длинной 16 бит, и могут принимать значения от 0 до 65535 (в сумме 65536 доступных номеров портов).

Организация IANA (Internet Assigned Numbers Authority), которая ответственна за ресурсы Интернет-протоколов, определила и зарезервировала номера общеиспользуемых портов, имеющих номера от 0 до 1023 (в сумме 1024 номеров портов).

Так, большинство веб-серверов, по-умолчанию, работают на порту 80, большинство безопасных веб-серверов - на порту 443, система доменных имен (DNS) - на порту 53, и так далее. Здесь вы можете просмотреть полный список портов, определенных, зарезервированных и зарегистрированных IANA для общего пользования.

Проблемы безопасности

Так как на сетевом порту работает программа, а, как мы знаем, многие программы имеют ошибки, в том числе, связанные с безопасностью, открытый доступ к портам на компьютере потенциально небезопасен. Поэтому, во избежание проблем взлома, необходимо контролировать доступные порты и работающие программы на компьютере и разумно управлять ими.

Например, чтобы ограничить возможность взлома домашнего компьютера злоумышленниками по сети, рекомендуется установить, настроить и включить программу-firewall.

Смотрите также:

What is a port?

Port number is an application or process-specific handle serving a network connection on a given network address.

As we already know, each device (PC, laptop, mobile phone, etc.) in the network has its own IP address. It is unique for a specific device and gives an ability to establish a network communication. By the way, on this device could be run several network applications. Port numbers provide an ability to identify a specific network application running on the device.

For example, on some Internet server could be run at the same time such applications as a web server, mail server and FTP server. All them are network applications. The Internet server itself has an IP address, but if you had tried to establish a connection with the server based only on IP, there would be an ambiguous choice of which application you have to select to send or retrieve the data.

Port numbers resolve this problem. So, to establish a connection to a web-server running on some machine in the Internet you will need to know an IP address of the machine and port number of an application (or process) running on this machine. For the same time, the other side, which initiates the connection, must also provide its IP address and port number of the application or process which will serve a connection, to let the server know where the response data should be sent.

Generally port number is represented as 16 bits unsigned integer value and could vary from 0 to 65535 value (which gives 65536 available port numbers).

IANA (Internet Assigned Numbers Authority), which is responsible for Internet protocol resources, defined a commonly used ports for well-known Internet services and reserved for their needs numbers from 0 to 1023 (totally 1024 port numbers).

Thus, all web servers by default are configured to be running on port 80, most of the secured web servers running on the port 443, Domain Name System (DNS) running on the port 53, etc. Here, you can find a full list of reserved a registered by IANA ports.

Security issues

As far, as behind the port number running software, and most of software could have bugs or security holes (in other words, could be exploitable). It means that for security reasons it is better controlling all the ports, opened at a specific device. Also, it is good to manage all the connections (incoming and outgoing).

For example, to prevent network attack to your home PC it's recommended closing all the ports with a firewall application and open some of them only when you need to use them (for example, when you want to create a game server, etc.).

See more: