Как работает Интернет? Основы и принцип работы глобальной сети. Протокол IP

Интернет является глобальной компьютерной сетью, которая объединяет миллиарды устройств в мире и позволяет этим устройствам обмениваться информацией. Так, поскольку вы читаете этот текст, вы подключены к Интернету с помощью компьютера, мобильного телефона или другого устройства.

Но как этот текст попал к вам на экран? Что происходит, когда вы набираете адрес сайта или нажимаете на ссылку в тексте? Сегодня мы узнаем ответы на все эти вопросы.

Давайте договоримся сразу, что любое устройство, которым вы пользуетесь для доступа в Интернет, мы будем называть "компьютером". Так нам будет проще, и, в целом, - это не так уж и далеко от истины.

Компьютер и компьютерная сеть

Как мы знаем, компьютер - это такое устройство, которое позволяет выполнять какю либо программу. На заре компьютерной эры компьютеры создавались именно для этой цели. Но если у нас есть более чем один компьютер, было бы интересно написать программы, которые бы позволили нескольким компьютерам "общаться" между собой. Естественно, для этого компьютеры нужно, в первую очередь, каким-то образом соединить между собой. Примерно так работала инженерная мысль, когда появилась идея создания первой компьютерной сети.

Первая компьютерная сеть появилась 2 сентября 1969 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Она была создана группой студентов под руководством профессора Леонарда Клейнрока в рамках военной программы США. Так, впервые два вычислительных комплекса в этом университете были соединены между собой кабелем длинной 4,5 метра и была осуществлена первая передача данных между компьютерами на расстоянии.

Впоследствии кабелями соединили компьютеры четырех американских университетов, и, в дальнейшем, эта сеть стала основой для информационной сети министерства обороны США под названием ARPANET.

В дальнейшем именно эта разработка легла в основу того, что мы знаем сегодня под названием Интернет.

Итак, компьютерная сеть - это два и более компьютеров, соединенных между собой и имеющих возможность обмениваться друг с другом информацией.

Сегодня существует много способов объединить компьютеры между собой. Это можно делать как с помощью кабелей, так и с помощью беспроводных технологий.

Общение же компьютеров по сети осуществляется с помощью специальных программ. Чтобы такие программы могли взаимодействовать друг с другом (или, как мы говорим, - "общаться") они должны следовать одним и тем же правилам и соглашениям. Такие правила среди инженеров принято называть "протоколами". Так, работа сети Интернет основана на протоколе IP.

Что такое протокол?

Перед тем, как мы продолжим, давайте разберемся, что означает слово "протокол" в теории компьютерных сетей. Я уверен, вы часто слышали это слово, но далеко не все понимают, что за ним скрывается.

Все очень просто, протоколом называют набор некоторых правил и соглашений, которыми должны пользоваться компьютерные программы. Например, представьте, что у нас есть две компьютерные программы, которые работают независимо друг от друга и нам потребовалось как-то организовать их взаимодействие друг с другом. Например, одна программа, допустим, записывает какую-то команду, которую она хочет чтобы выполнила другая программа в файл на диске. Чтобы другая программа смогла прочитать этот файл и выполнить команду, нам потребуется задать какой-то определенный формат данного файла. В этом случае первая программа должна будет сконструировать содержимое такого файла по определенным правилам, а другая программа, пользуясь теми же правилами, должна будет уметь его прочитать. Вот такие согласованные правила и называют протоколом.

То есть, в нашем случае протокол будет описывать все правила, как программы взаимодействуют друг с другом, например, такие:

Вот это и есть примитивное описание протокола взаимодействия наших программ.

Так же и для организации компьютерной сети потребовались специальные протоколы, описывающие правила взаимодействия программ и компьютеров в этой сети.

Основным протоколом, на котором строится работа Интернет - это протокол IP.

Протокол IP

Итак, первый протокол в нашем стеке - это протокол IP. Расшифровывается данная аббревиатура очень просто - Internet Protocol (Интернет протокол), и описывает правила адресации компьютеров в сети.

Действительно, если у нас есть два устройства, мы должны как-то определять от кого и кому было отправлено сообщение. Это сродни тому, как если вы захотите отправить обычное бумажное письмо своему родственнику, который живет в другом городе. Чтобы письмо попало к вашему родственнику, вы должны будете написать его адрес на конверте, чтобы почтовая служба смогла доставить его по назначению. Также по правилам почтовой службы вы должны указать и свой адрес, чтобы они смогли вам вернуть письмо обратно в случае, если оно не может быть доставлено по адресу назначения, или, чтобы ваш родственник знал по какому адресу следует написать вам ответ.

Какой же адрес должен быть у компьютера? Для решения этой задачи инженеры предположили, что если каждому компьютеру в сети присвоить уникальное число, то такое число можно использовать в качестве адреса!

С другой стороны, Интернет - это глобальная сеть, в которой работает очень много устройств. Поэтому, числа, которые присваиваются компьютерам, подключенным к сети, должны быть достаточно большими, чтобы их хватило на все устройства которые уже работают или могут быть подключены к сети в будущем. Так, несколько десятков лет назад инженеры думали, что более чем 4-х миллиардов чисел будет достаточно и разработали 32-х битные адреса IP, которые сегодня лежат в основе адресации в сети Интернет.

Таким образом вводится понятие IP-адреса. Это просто число, которое является уникальным адресом для каждого подключенного компьютера к Интернету (хотя все немного сложнее, но, в общем случае, данное утверждение верно).

Но одного адреса компьютера может быть недостаточно для организации доставки сообщений между компьютерами. Ведь компьютер выполняет программы. И сегодня на вашем компьютере работает сразу несколько программ. Например вы слушаете Интернет-радио и одновременно просматриваете сайты или получаете электронную почту.

Поэтому для того, чтобы понять какая программа должна обработать сообщение, которое пришло на ваш компьютер из сети у нее тоже должен быть свой адрес в пределах вашего компьютера. Таким адресом является "порт" и представляет он из себя тоже обычное целое число.

То есть, каждое сообщение, отправленное от одного компьютера к другому передается по специальному адресу, состоящему из двух номеров - IP-адреса самого компьютера и порта программы.

Для понимания будет проще представить, что IP-адрес - это как адрес вашей квартиры. А порт - как адресат - ваши фамилия, имя и отчество. Ведь вы можете жить в квартире не один, но нужно знать, что письмо пришло именно к вам.

Вот именно так и осуществляется адресация между компьютерами и программами в сети Интернет.

How Does Internet Work? Fundamentals And Principals of a Global Network. IP Protocol

The Internet is a global computer network, which brings together billions of devices in the world, and allows these devices to exchange information. So, as you read this, you are connected to the Internet using your computer, tablet, mobile phone or some other device.

But how this text came to your screen? What happens when you type a web address or click on a hyperlink in the text? Today we will get the answers to all these questions.

Let's agree that any device that you use to access the Internet, we will call "computer". So it will be easier for communication, and in general - is not too far from the truth.

Computer and Computer Network

As we know, the computer - it is a device that allows you to run one or another program. At the dawn of the computer era computers were created specifically for this purpose. But if we have more than one computer, it would be interesting to write a program that would allow multiple computers to "talk" to each other. Naturally, to achieve this you will need somehow to connect coputers each other. I'm sure such thought like this was into engineering heads, when the idea of creating the first computer network came into.

The first computer network appeared on September 2, 1969 at the University of California at Los Angeles city. It was created by a group of students led by Professor Leonard Kleinrock as a part of the U.S. military program. Thus, the first two processing complex at the university were connected by a cable with length of 4.5 meters and the first transmission of data was made between two remote computers.

Subsequently, the cables were connected computers of four American universities, and in the future, this network has become the basis for the information network of the Ministry of Defense called ARPANET.

Further, this development becomes the basis for developing the Internet.

So, the computer network - it is two or more computers which are connected to each other and having the ability to transmit bits of information between each other.

Today, there are many ways to connect computers with each other. This can be done both via cables or by using different wireless technologies.

To make communication on the network between computers available it is required to use a special software. That such programs can interact with each other (or, as we say - "talk" to each other), they must follow the same rules and conventions. Such rules among engineers are called "protocols". Thus, the main protocol of the Internet network is IP-protocol.

What is The Protocol?

Before we continue, let's understand what the word "protocol" means in the theory of computer networks. I am sure you have often heard this word, but not everyone understands what is hidden behind it.

Quite simply, the "protocol" is a collection of some rules and conventions to be followed by computer programs. For example, imagine that we have two computer programs that operate independently of each other, and we needed to organize somehow their interaction with each other. For example, one program writes some command, which it wants to be executed by another program into a file on disk. To allow another program read this file and run the command, we need to set a specific format of the file. In this case, the first program will have to construct the contents of the file according to certain rules, and the other program, using the same set rules should be able to read it. These rules are referred to be an agreement between our programs, so them are the "protocol".

That's it, in this case, the protocol will describe all of the rules by which our programs interact with each other, for example, as follows:

That is the primitive description of the protocol for cooperation between our programs.

Similarly, for the organization of computer network protocols are required especially to describe the rules and conventions for functioning of the programs and computers in the network.

The basic protocol upon which the Internet works - is an IP protocol.

IP Protocol

So, our first protocol in stack - is an IP protocol. This abbreviation stands for is very simple - Internet Protocol (surprise!), and describes the rules for addressing computers on the network.

Indeed, if we have two devices, we must somehow determine from whom and to whom the message was sent. This is similar to how you want to send regular paper letter to some your relative who lives in another city. To send it, you'll need to write a correct address on an envelope, than mail service will be able to deliver it to its destination. Also according to the rules of postal service you will need to specify your back address, so that way they can return a message back to you if it can not be delivered to its destination, or your relative will know what address he should write you an answer.

So what's should be used as computer address? To solve this problem, engineers have suggested that if they assign to every computer in the network a unique number, this number can be easily used as computer address!

On the other hand, the Internet - a global network, which employs a lot of devices. Therefore, the numbers assigned to computers connected to the network should be sufficiently large enough to be unique for all devices which are or may be connected to the network. So, a few decades ago, engineers thought that more than 4 billion of available addesses will be sufficient number and developed a 32-bit IP-addresses, which today are used as address space in the Internet.

Thus that's the notion of IP-addresses. It's just a number that is a unique address of each computer connected to the Internet (although a bit more complicated, but, in general, this is true explanation).

But only an address of the computer may be insufficient for organizing the delivery of messages between computers. After all, the computer executes the programs. And today, on your computer is running several programs at once! For example, you listen to Internet radio while browsing the site or receive an email.

Therefore, in order to understand what the program should process the message that came on your computer from the network it must also have its own address within your computer. This address is known as "port" and it is also a simple integer. By protocol, each computer could address 65535 ports for its applications.

That is, each message that is sent from one computer to another is transferred to a special address, which consists of two rooms - IP-address of the computer and port of the corresponding program.

In order to understand it will be easier to imagine that the IP-address - this is the address of your apartment. A port - as the destination - your last and first name. After all, you can live in an apartment not alone, so you have to know that it's a letter delivered exactly for you.

That's how is done addressing between computers and programs on the Internet.